среда, 8 октября 2014 г.

Первые философские учения

Древнекитайская философия.


В центре Древнего Китая философии находился человек, его морально нравственный облик, а также философами Древнего Китая во главу глав ставились вопросы об управлении государства.

Человек занимал особое  место, как в пространстве, так и во времени. В пространстве он не просто часть космоса, он связующее звено между небом и землей.

Небо- это высший закон справедливости.
Земля- материальное начало(природа)
Небо породило 2 божества: инь и янь.

Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием.

Большое влияние на формирование конфуцианства оказали философы Мэн-цзы и Сюнь-цзы . Основу этой школы можно выразить словами ее основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном» . Император является отцом всей страны, а подданные должны быть его верными детьми. Все население страны эти философы поделили на 4 категории (своего рода, отдаленный прообраз индуистских каст) :
1. Люди, обладающие мудростью с рождения;
2. Люди, которые могут приобрести мудрость;
3. Люди, с трудом постигающие учение;
4. Народ, который не в состоянии научиться мудрости или приобрести знания.

Древнеиндийская философия.

Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» – в переводе с санскрита) – религиозно-философских трактатах. Закон Риты – опора онтологии индийской философии, представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.
Существует два вида философских школ в Индии, отдающие предпочтение авторитету Вед – это философские ортодоксальные школы и не отрицающие их непогрешимость – неортодоксальные школы Древней Индии(Джайнизм, Буддизм, Локаята).

Древнегреческая философия.

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности.

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции.

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Вершиной философских достижений древнегреческой философии стали две философские системы - учения Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. до н.э.) разделял свою философию на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика - учение о бытии, физика - учение о природе, этика - учение о нравственности. Платон признавал существование двух обособленных друг от друга миров: материального мира явлений и мира вечных и неизменных идей. Идея есть сущность и причина чувственно воспри­нимаемых предметов: не было бы идеи, не было бы и предметов. Каждая идея есть как бы первообраз для каждой вещи. Человек как телесное существо смертен, душа же его бессмертна, она продолжает жить в мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Этика Платона основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. Важную часть учения Платона составляет его теория государства, основной целью последнего, по мнению философа, должно быть достижение справедливости.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) углубил изучение проблем гносеологии с точки зрения логики - учения о методах мышления, он по праву считается ее основателем. Им были сформулированы три закона мышления: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Аристотель создал и учение о категориях, выделив в качестве основных из них сущность и качество. Он развивал также учение о материи и форме. Форма у Аристотеля - это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться опреде­ленной вещью. Проблеме материи и формы посвящено его произведение «Метафизика». Под метафизикой Аристотель понимал учение о высших, то есть самых общих, причинах и началах, и теоретическую науку, изучающую бытие, а не деятельность. Большое внимание Аристотель уделял этике, им были глубоко разработаны теория государства и теория искусства. После Аристотеля осталась целая школа его учеников, так называемых перипатетиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий